Записи

06:21:03:11 Up Evil. 05:22:09:12 Off.

Прошло почти 22 года с момента выхода двух знаковых альбомов Front 242 - 06:21:03:11 Up Evil и 05:22:09:12 Off, а также EP Angels Versus Animals, который является гармоничным дополнением. Однозначного мнения о них нет. Кто-то говорит, что группа перешла на pop-формат или попала в mainstream. Другие говорят, что эти издания есть квинтэссенция творчества группы. Для меня же с этими альбомами связаны приятные воспоминания. Это было время перемен. Не нарушая хронологию предыдущих статей продолжу историю. Речь пойдет о 1993 годе.

После выхода первого альбома на мейджор-лейбле Sony прошло почти два года. Это было долгое время тяжелой работы, которое было насыщено событиями: поиском нового звучания, музыкальными экспериментами, многочисленными разногласиями и трениями внутри группы и давлением со стороны лейбла. Безусловно, все это было естественно в сложившейся ситуации и имело определенную связь между собой.

Требования менеджмента лейбла были понятны, ведь отношения между группой и звукозаписывающей компанией регламентировались контрактом. Лейбл имел свой коммерческий интерес, который, в свою очередь, определялся текущим положением дел на музыкальном рынке и вкусами слушателей, потребителей.

Front 242 / 1993 / фото Danny Willems

Фото Danny Willems / dannywillems.com

Для группы же стремление изменить себя в поиске нового звучания было связано с преодолением своих текущих возможностей, чтобы был творческий рост. Поэтому в творческий процесс в качестве катализаторов и "секретных ингредиентов" было вовлечено еще несколько людей. Это решение было принято самими участниками группы.

06:21:03:11 Up Evil

Даниэль Брессанутти (Daniel Bressanutti): "…Первоначально этот альбом мы планировали выпустить поздней осенью, но это решение было отложено, потому что не было понимания, хорошо ли это. Нам бы не хотелось, чтобы этот альбом был похож на предыдущий. Вообще, он задумывался как перезапуск Tyranny >For You< и даже назвать его хотели Tyranny >For You< II, но для меня и Патрика (Patrick Codenys) это было не совсем хорошо. Мы хотели что-то отличное, мы хотели найти то творческое направление, где еще ни разу не пробовали себя. Без этого не было бы смысла заниматься музыкой вообще…"

Энди Уоллес (Andy Wallace) был приглашен Патриком и Даниэлем в качестве звукоинженера для сведения треков. Энди в то время работал с Nirvana и Sonic Youth. С одной стороны, это был рискованных ход, потому что Энди последний раз сводил электронику давно, для Kool and The Gang. С другой стороны, он был, что называется "в тренде". На новых альбомах появились электрогитары. Энди Уоллес сумел превосходно преподнести в то время не характерные для Front 242 музыкальные инструменты в творческом материале группы.

Энди Уоллес

Даниэль Брессанутти: "…Энди Уоллес проделал огромную работу над альбомом (06:21:03:11 Up Evil) и мы не разочаровались в результате. Мы сами не смогли бы сделать лучше, потому что тесно связаны со своими произведениями и совсем не имеем с ними дистанции. Это приводит к тому, что пропадает свежесть восприятия и какая-либо здоровая критика. А времени для анализа своей работы не было. Мы как раз использовали время для сведения другого альбома (05:22:09:12 Off). Использование электрогитар была скорее нашей идеей, но не Энди. Энди смог наложить звучание электрогитар очень гармонично, так что они не были похожи на звучание гитар индастриал-группы, но в то же время звук был мягкий и насыщенный…"

Для проработки вокала на альбоме 06:21:03:11 Up Evil были приглашены братья Жан-Марк Поли (Jean-Marc Pauly) и Пьер Поли (Pierre Pauly), участники группы Parade Ground. Они давно были хорошими друзьями Front 242 с тех пор, когда участники Front 242 сами помогли им в реализации своего первого альбома.

Parade Ground / Jean-Marc Pauly / Pierre Pauly / parade-ground.net

Parade Ground / parade-ground.net

В качестве дополнительных участников для записи 05:22:09:12 Off и Angels Versus Animals - были привлечены Эран Вествуд (Eran Westwood) - вокал, сведение, доп. продюсирование, Кристин Ковальски (Kristin [Christine] Kowalski [99 Kowalski]) - вокал, Джон Дабз (John Dubs) - доп. продюсирование. Все трое - участники нью-йоркского трио Spill, которое тогда в Бельгии находилось на сессии звукозаписи в студии Art & Strategy, их продюсировали Даниэль и Патрик.

Evulva / Spill / 99 Kowalski / Eran Westwood / John Dubs

Evulva / Spill

Eran Westwood

Eran Westwood

Многие поклонники творчества группы были разочарованы, когда не увидели Ричарда (Richard 23) на выходных данных макси-сингла Religion. Также он не был указан и на альбоме 05:22:09:12 Off. Его вокал слышен на треке Waste с альбома 06:21:03:11 Up Evil.

Даниэль Брессанутти: "Мы никогда не разграничивали в группе обязанности, кто чем занимается. Многие будут удивлены, узнав, какие разделения труда у нас есть. Это не важно для нас, мы просто работаем. Если люди считают важным, чтобы Жан-Люк (Jean-Luc De Meyer) пел, то они будут разочарованы. На альбоме 05:22:09:12 Off нет его голоса. Если Front 242 является для них всегда одной и той же четверкой, то мне жаль, мы теряем много поклонников. Если бы всю жизнь я должен был бы ходить на завод с теми же четырьмя людьми, я был бы обречен. Я не хочу этого делать. Я хочу делать музыку с теми людьми, с кем сам хочу. Front 242 - это не просто четыре человека и все. Front 242 - это разная музыка и разные впечатления."

Участники группы чувствовали, что с каждым новым альбомом было необходимо продолжать движение, но в несколько ином, новом направлении. С точки зрения индастриал-, и в частности, электронной музыки, бельгийская группа уже начинала немного отставать от вкусов американского слушателя и трендов американского музыкального рынка и вот как раз наставало то время, когда новый музыкальный материал группы давал возможность как раз догнать США. За последние времена количество американских поклонников творчества группы возросло и это было показателем популярности. Отчасти это стало возможным благодаря обширной дистрибьюторской сети Sony (Epic). Отмечу, что Front 242 лично объехали все девять на тот момент офисов Epic для того, чтобы проинформировать персонал маркетинга и дизайна, как лучше преподносить продукцию Front 242 на музыкальном рынке.

Индастриал

Патрик Коденис: "…Для нас индастриал-музыка представляет огромный интерес. Когда мы говорим, что больше интересуемся архитектурой, чем музыкой, это происходит потому, что архитектура - это форма искусства, которая развивалась больше и дольше, чем музыка или кино, или еще что-нибудь. Сейчас, впервые в нашей истории, мы больше увлечены музыкой. Индастриал-группы имеют больше американский способ ведения дел. NIN и Ministry взяли что-то от европейского индастриала и применили его к американскому образу, тогда как KMFDM и Nitzer Ebb являются чисто европейскими. Влияние индастриал-музыка перемещалось из Германии в семидесятых, через Англию с Throbbing Gristle, Cabaret Voltaire и так далее. Эти группы имели общий дух с нами. The Young Gods, даже Depeche Mode на некоторое время, и Einst?rzende Neubauten до сих пор имеют. Потом все это вдруг переехало в Штаты. Это перекрестное влияние является хорошей основой для совместного роста. В 1984 году мы совершали поездку с Ministry, которые до сих пор модны, и я знаю, Йоргенсен (Jourgensen) был очень впечатлен нами. Но потом я услышал новый альбом Ministry и это было как удар по моей заднице! Вот это да! Вы чувствуете, что это вызов и это стимулирует вас снова…"

Тур в поддержку альбома 06:21:03:11 Up Evil стартовал в середине июня в США и Канаде (38 выступлений на передвижном фестивале Lollapalooza), затем продолжился с середины агуста по середину ноября по Европе (фестиваль Reading). А затем снова по Северной Америке, с программой, включающей новый материал с 05:22:09:12 Off.

Lollapalooza

Патрик Коденис: "…Мы взволнованы, потому что мы - не гитарная и совсем не фестивальная группа. Донести нашу музыку для данной аудитории будет сложно. Придется доказывать, что электронная музыка не холодна. Много людей будут смотреть на нас и это будет хорошей проверкой. Это шоу слишком рок-н-рольное. Было много слухов об этом фестивале: аудитория - пьяные мальчики из колледжа и люди, которые думают, что одеваться в черное и носить сапоги является показателем принадлежности к индастриал-музыке. Они слишком много думают о том, что модно. Но мы так не думаем, и опасаемся, что тур будет немного другой, поэтому будем на сцене доказывать их неправоту…"

Во время записи этих альбомов участники группы использовали тот же трюк, что Depeche Mode - запись барабанной секции и перкуссии на многодорожечную ленту. Для управления использовался интерфейс midi, но звуковые банки и настройки были собственными, не заводские. Большинство из этих партий были сыграны Даниэлем, потому что он был барабанщиком в молодости.

Crushed

В этом треке использован семпл "Move it on down the line! Let's go!" из научно-фантастического триллера Джона Франкенхаймера (John Michael Frankenheimer) "Вторые" ("Seconds") 1966 года.


Serial Killers Don't Kill Their Girlfriend

В этом треке использован семпл "Ouvre la porte, connard!" на французском языке. По-английски - "Open the door, you asshole!". Семпл из фильма Люка Бессона (Luc Besson) "Никита" ("Nikita") 1990 года.


Mutilate

В этом треке использованы семплы "Once more into the breach dear friend… Ugh, Breeding is an ugly thing… Copulate… " из научно-фантастического фильма Л. К. Джонса (L. Q. Jones) "Парень и его собака" ("A Boy and His Dog") 1975 года.

Последние видео (Headhunter, Tragedy >For You< и Rhythm Of Time) снимал Антон Корбайн (Anton Corbijin).
Для записи нового видео на композицию Religion был приглашен новый режиссер - Джон Кляйн (Jon Klein). Он известен по работам для U2, Therapy?. Видео снято 26 мая 1993 в Бразилии. Сюжет видео преподносит религию, как движение, которое в нашем обществе вытесняет индивидуальное мышление в пользу массового мнения.
Видео Animal снято Джоном Вентвортом (John Wentworth) 22 ноября 1993.

Между добродетелью и пороком

Что же является той творческой составляющей, которая и заставляет сердце слушателя биться сильнее? Может быть это обращение к актуальным вопросам, на которые человек всегда искал ответ? Косвенным подтверждением догадки может послужить обилие ремиксов, а также музыкальных стилей, в которых были созданы они. Это ни что иное, как поиск.

Альбомы не только разделяют понятия добра и зла (как основ дуализма), света или тьмы (не в буквальном смысле), но также определяют различия между нашими пассивными и агрессивными чертами. Главная концепция основана на традиционном понятии о дьяволе, как об искусителе (его изображение можно увидеть на обложке альбома 06:21:03:11 Up Evil). Из христианской литературы известно, что он тоже был ангелом (денница), который пал с неба по причине гордости. Он может принимать разные формы, чтобы ввести в соблазн. Это могут быть как негативные, отталкивающие, так и позитивные, притягательные формы (которые еще опаснее). То же самое можно и отнести к самому человеку и рассматривать эту концепцию, как метафору природы человека. Поэтому оба альбома тематически соединены. Но, в то же время, каждый альбом имеет свою уникальную тему, проходящую от начала до конца. Чтобы выделить "агрессивную составляющую" на 06:21:03:11 Up Evil были использованы гитары для придания энергии. На 05:22:09:12 Off - наоборот - требовалась противоположная атмосфера, поэтому были использованы клавиши (эмбиент) и (женский) вокал.

По рассказу английского писателя Монтегю Родса Джеймса (Montague Rhodes James) "Casting the Runes" (1911) американский режиссер Жак Турнёр (фр. Jacques Tourneur, англ. Jack Turner) снял в 1957 году фильм "Ночь демона" ("Night of the Demon", в американской версии — "Curse of the Demon"). В этом произведении присутствует следующий диалог.

Professor Mark O'Brien: "You know, the devil has something here. Very pleasant."
Professor K.T. Kumar: "He's most dangerous when he's being pleasant."

Фраза профессора K.T. Кумара точно подчеркивает концепцию альбомов.

Там где упоминается дьявол, контекстом рассматривается религия. В своем широком понимании, религия является частью жизни человека, даже если он и атеист. Жизнь, смерть, эмоции, вера - это некоторые из многих сторон соприкосновения религии и человека. Поэтому взгляд на само понятие религии нельзя назвать однозначным.

Эта неоднозначность была отображена в музыкальной картине сингла Religion. Для этого были приглашены The Prodigy, J.G.Thirlwell (aka Foetus) и The Orb (Dr Alex Paterson & Kris Weston). Три различных исполнителя использовали различные методы работы с оригинальными материалами. Это дало три различных версии, интерпретации, как и было задумано.

Альбом 06:21:03:11 Up Evil был издан весной (релиз 10.05.93), а 05:22:09:12 Off - в конце 1993 года (релиз 10.12.93).

Religion 12" (1993)

Front 242 / Religion / 1993 / 12inch / RRE 16 T

  1. Religion
    (7" Mix)
  2. Religion
    (Lovelace A Go-Go Mix)
  3. Religion
    (Pussy Whipped Mix)

RRE 16 T.

Religion 12" (1993)

Front 242 / Religion / 1993 / 12inch / RRE 16 R

  1. Religion
    (The Prodigy Bass Under Siege Mix)
  2. Religion
    (The Prodigy Trance U Down Mix)
  3. Crapage
    (Never Hurry A Murray Mix By The Orb)
  4. Crapage
    (The Turd Mix By The Orb)

RRE 16 R.

Religion (1993)

Front 242 / Religion / 1993 / RRE 16 CD

  1. Religion
    (7" Mix By Andy Wallace)
  2. Religion
    (Pussy Whipped Mix By J.G. Thirlwell)
  3. Religion
    (Lovelace A Go-Go Mix By J.G. Thirlwell)
  4. Religion
    (Bitch Slapper Mix By J.G. Thirlwell)

RRE 16 CD.

Religion (1993)

Front 242 / Religion / 1993 / RRE 16 CDR

  1. Religion
    (The Prodigy Bass Under Siege Mix)
  2. Religion
    (The Prodigy Trance U Down Mix)
  3. Crapage
    (Never Hurry A Murray Mix By The Orb)
  4. Crapage
    (The Turd Mix By The Orb)

RRE 16 CDR.

В Европе (RRE 16 CDX) и США (49K 74928) также были изданы CD, которые включают оба этих издания. Часть изданий RRE 16 CDX была выпущена в виде диска в кейсе и с наклейкой, часть - в digipack. В разных источниках указывается как макси-сингл или EP.

06:21:03:11 Up Evil (1993)

Front 242 / 06:21:03:11 Up Evil / 1993

  1. Crapage
  2. Waste
  3. Skin
  4. Motion
  5. Religion
  6. Stratoscape
  7. Hymn
  8. Fuel
  9. Melt
  10. Flag
  11. Mutilate
  12. (S)Crapage
  13. Religion (Pussy Whipped mix)

Треки 12 и 13 отсутствуют на виниловом издании.

Animal (1993)

Front 242 / Animal / 1993

  1. Animal (Radio)
  2. Der Verfluchte Engel
  3. Happiness - More Angels
  4. Born To Breathe

Это треклист 12" европейского издания. На CD-версии присутствуют только 1 и 4 треки.

Материал 05:22:09:12 Off не однозначен. Это не только оригинальные треки, но и ремиксы к некоторым композициям как самого альбома 05:22:09:12 Off, так и альбома 06:21:03:11 Up Evil. Оригиналом для трека Junkdrome является композиция Crapage. Оригиналом для трека Happiness (More Angels) является композиция Modern Angel.

05:22:09:12 Off (1993)

Front 242 / 05:22:09:12 Off / 1993

  1. Animal Cage / Gate / Guide
  2. Modern Angel
  3. Junkdrome
  4. Serial Killers Don't Kill Their Girlfriend
  5. Skin (Fur Coat)
  6. GenEcide
  7. Crushed
  8. OffEND
  9. Animal (Zoo)
  10. Serial Killers Don't Kill Their Boyfriend
  11. Happiness (More Angels)
  12. Crushed (Obscene)
  13. Melt (Again)
  14. Speed Angels

Первый трек по сути - 3 композиции. Треки 12 и 13 отсутствуют на виниловом издании.

На рекламном постере Epic было написано: "The new album featuring 16 songs that don't care if they ever see you alive again. You won't come up for air."

В 1993 году в дополнение к альбомам был издан своеобразный EP Angels Versus Animals. Он представляет собой сборник ремиксов (или даже rework-ов) к альбому 05:22:09:12 Off. Нет смысла писать рецензию, потому что этот звук надо слышать. Дам только один комментарий. Оригиналом для треков 2, 6, 7, 8 является композиция Modern Angel.

Angels Versus Animals EP (1993)

Front 242 / Angels Versus Animals / 1993Front 242 / Angels Versus Animals / 1993

  1. Animal (Radio)
  2. Angel (Wipe Out)
  3. Serial Killers Don't Kill Their Dog Either
  4. Modern Angel (KMFDM Remix)
  5. Animal (Extended)
  6. Break Me (Female)
  7. Der Verfluchte Engel
  8. L'Ange Moderne
  9. Born To Breathe

Полиграфия некоторых изданий несколько отличалась в цветопередаче.

В 1994 году был издан концертный CD Live Code. Запись была сделана 25 октября 1993 года для VPRO Radio 3 в MC Vredenburg, Utrecht (Недерланды). Оригинальный трек-лист включал Melt (после Flag), Don't Crash (после Tragedy >For You<), Fuel (после Im Rythmus Bleiben) и Waste (после Skin). Но эти треки не вошли в этот релиз. CD издание представляет собой жёлто-зелёный диск в жёлтом кейсе, полиграфия выполнена на плотной кальке.

На рекламном постере Epic было написано: "Live Code, recorded during Front 242's last world tour, is a testament to the strength of this radically innovative and powerful live band."

Live Code (1994)

Front 242 / Live Code / 1994Front 242 / Live Code / 1994

  1. Der Verfluchte Engel
  2. Motion
  3. Masterhit
  4. Flag
  5. Tragedy >For You<
  6. Im Rhythmus Bleiben
  7. Skin
  8. Headhunter
  9. Welcome To Paradise
  10. Crapage
  11. Soul Manager
  12. Punish Your Machine
  13. Religion

В 1995 году был издан сборник Mut@ge.Mix@ge, в который вошли как уже изданные композиции, так и неопубликованные ранее. Жанр определить однозначно невозможно. Это не только танцевальные композиции, но и просто приятные медленные миксы.

Mut@ge.Mix@ge (1995)

Front 242 / Mut@ge.Mix@ge / 1995
  1. Rhythm Of Time (Messengers Of Neptune Mix By The Orb)
  2. Happiness (Dub Mix By Underworld)
  3. Gripped By Fear (Bunkerclub Mix By Rico Conning)
  4. Mixed By Fear
  5. Crapage (The Float Or Sink Mix By The Orb)
  6. Junkdrome
  7. Religion (Bass Under Siege Mix By The Prodigy)
  8. Happiness (Dance Mix By Underworld)
  9. Break Me (Female)
  10. Rhythm Of Time (Victor The Cleaner Mix By The Orb)
  11. Dancesoundtrackmusic (D.S.M.)
  12. Religion (Trance U Down Mix By The Prodigy)

С 1993 года и вплоть до 1998 года участники группы принимают активное участие в многочисленных сторонних проектах. В этот период никакого нового студийного материала Front 242 не производит.